Отдыхайте безопасно!
Если вопрос, приобретать страховой полис или нет, отправляясь в далекое путешествие, для большинства российских туристов уже давно не стоит, то проблема, как правильно обращаться с этим немаловажным документом, какие он дает права отдыхающему и какие накладывает обязанности, до сих пор не разрешена однозначно. Отсюда нарекания к страховым компаниям со стороны клиентов и наоборот. Постараемся помочь не слишком опытным страхователям и перечислим основные ошибки, которые допускают обладатели страховых полисов, отправляясь на заграничные курорты.
Итак, главная цель покупки страхового полиса заключается в том, чтобы у вас, во время вашего заслуженного отдыха на заграничном курорте была возможность получить необходимое медицинское обслуживание без каких-либо дополнительных материальных затрат. Конечно, не дай Бог никому воспользоваться всеми преимуществами (статистика в этом случае на нашей стороне - страховой случай обычно наступает в 1-3 случаях из 100), которые дают программы страхования выезжающих за рубеж, но если все-таки такая необходимость возникла, то нужно знать несколько вещей.
Еще до поездки стоит прочитать "памятку страхователю", которую каждая компания обязательно включает в полис и прояснить у менеджера компании все непонятные вам пункты. Все что написано в памятке - прямой перечень действий, которые необходимо предпринять в чрезвычайной ситуации.
ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ
Прежде всего запомните:
"Правило №1": никому - ни гиду, ни старшему по туристической группе, ни тем более врачу в отеле - не отдавайте свой паспорт и страховой полис.
Полис нужно всегда держать при себе, так как в нем указаны телефоны, по которым следует просить помощи.
Кроме того, что в последнее время во многих курортных странах (особенно на Кипре и в Турции) распространилось страховое мошенничество, которое основано на фабрикации иностранными медиками поддельных историй болезни - ради получения необоснованных выплат от российских страховых компаний. Расставшись со страховым полисом, вы тем самым невольно можете оказаться соучастником уголовно наказуемого мошенничества и позднее быть привлеченным к ответственности.
Сообщать регистрационные данные по вашей страховке необходимо только оператору "ассистанс-службы" или лечащему врачу. Кроме того, не лишним будет переписать необходимую информацию из полиса (его номер и телефон представителей страховщика на курорте), чтобы в случае потери или уничтожения этого важного документа не остаться без медицинской защиты. Если с вашим страховым ваучером что-либо произошло, следует немедленно поставить в известность страховую компанию.
"Правило № 2" гласит: "никогда не пренебрегайте услугами "ассистанс-службы".
Если с вами что-то случилось главное действовать быстро и правильно. Это может быть московский телефон страховой компании, номер центра сервисной компании (в этом случае может оказаться, что там не говорят на русском языке), либо телефон местного сервис-центра непосредственно страховщика. Наличие собственного сервис-центра в стране вашего пребывания, косвенное свидетельство качества работы страховщика. Многие крупные российские страховые компании открыли такие центры, в популярных у россиян туристических странах - Турции, Испании, на Кипре и т.п. (где именно вам обязательно скажет менеджер). Главное их достоинство в том, что там круглосуточно работают русскоговорящие операторы и звонок туда обычно абсолютно бесплатный, даже если вы звоните из гостиницы (счет за звонки по бесплатным номерам, аналогичным американским 1-800, автоматически приходит туда куда звонят), а если звонить, допустим, в Москву, то счет придется оплатить в гостинице, а деньги за него вернут в Москве.
Диспетчеру страховой компании следует звонить только один раз, так как после получения информации он уже начал заниматься вашей проблемой и все последующие звонки придется оплачивать самостоятельно. Поэтому вам или тому, кто вам помогает нужно сразу же четко сообщить диспетчеру сервисной компании следующие сведения: фамилию и имя застрахованного, номер страхового полиса и код программы страхования (если в полисе указаны код и серия), если страховка групповая, то сообщите на чье имя она выписана, описать обстоятельства происшедшего, тип требуемой помощи, сообщить местонахождение застрахованного и номер контактного телефона.
"Правило № 3" звучит достаточно парадоксально: если вам была оказана экстренная медицинская помощь, не забудьте проинформировать об этом страховую компанию.
Поясним на примере. Один из клиентов крупной российской компании попал в автокатастрофу на территории европейского государства. Гуманные порядки этой страны не позволяют бросать потерпевшего иностранца на улице, даже если он не в состоянии предъявить страховой полис. Юноша был доставлен в госпиталь и прооперирован, о чем он... просто забыл сообщить своему страховщику. В результате, вернувшись в Москву, молодой человек вскоре получил из иностранного госпиталя счета устрашающего размера. Не оплатить их значило навсегда лишиться шенгенской визы. И только после этого он заявил о случившемся в страховую компанию. Проблема состояла в том, что действие страховки заканчивалось при обратном пересечении границы, и никаких прав на возмещение убытков страхователь уже не имел. Так что не пользуйтесь услугами частных врачей, предварительно не согласовав ваши действия с представителем страховой компании, (конечно, за исключением экстренных случаев). Если вы этого не сделали, то страховая компания не несет ответственность за качество оказываемых услуг и даже не гарантирует возмещения ваших расходов. Последнее возможно в том случае если проверка медицинских расходов покажет, что стоимость услуг завышена или, что у вас не было возможности воспользоваться помощью сервис-центра. Поэтому обязательно сохраняйте все финансовые документы - счета от врача, счета за медикаменты, счета за телефонные переговоры и т.п., которые вы потом представите в страховую компанию.
ВАША БЕЗОПАСНОСТЬ - В ВАШИХ РУКАХ.
Немало опасностей и разочарований, связанных со страховкой, ждет туриста уже на курорте - не стоит забывать, что далеко не все несчастные случаи, которые могут с вами приключиться, являются страховыми.
Страховой бизнес такой же, как и все остальные, и цель существования страховой компании получение прибыли. Поэтому существует список расходов, которые не подлежат возмещению. В частности, страховыми случаями не признаются:
заболевания и травмы, полученные в результате совершения противоправных действий или в состоянии любого (наркотического, алкогольного, токсического) опьянения.
обострения хронических, психических заболеваний, попытки самоубийства.
расходы на лечение в санаториях. косметические и пластические хирургические операции.
вся стоматологическая помощь за исключением экстренной помощи (если заболел зуб и т.п.).
Также страховые компании могут включить в полис ряд других ограничений, поэтому рассчитывать на то, что страховая компания будет оплачивать любые Кроме того, срок действия страхового полиса в разных компаниях определяется по-разному. Иногда он начинается уже с момента прохождения паспортного контроля в российском аэропорту, а иногда - с момента пересечения границы иностранного государства. То есть совсем не обязательно, что страховка покрывает травмы, полученные на борту самолета. Приведем наиболее распространенные правила "туристической безопасности".
В самолете
Никогда не следует помогать стюардессе разливать горячие напитки. Бортпроводники проходят специальный тренинг, чтобы обезопасить себя и пассажиров, а ваш джентльменский порыв может обернуться нешуточными ожогами.
Самые опасные места в авиалайнерах - около прохода, непосредственно под створками багажных ящиков. Старайтесь не сажать туда детей, потому что предметы, выскользнувшие из ящиков в момент, когда cамолет "проваливается" в воздушную яму, могут причинить серьезные травмы.
В авиапутешествие лучше не надевать туфельки на острых "шпильках" - если вам придется воспользоваться аварийным надувным трапом, такая обувь способна проткнуть резиновую обшивку или травмировать других пассажиров.
Если самолет попал в аварийную ситуацию и бортпроводник сообщает пассажирам правила поведения на борту или порядок эвакуации, постарайтесь сначала дослушать все, что вам будет сказано, а потом уже задавать вопросы.
В гостинице
Даже в самой фешенебельной гостинице случаются кражи. И никакой замок не сможет предохранить ваши деньги и другие ценности от гостиничных воришек или просто не в меру корыстной горничной. Воспользуйтесь платным сейфом - в этом случае администрация, по крайней мере, несет ответственность за оставленные ценности.
Вода - это жизнь. И не только для человека, но и для вредных бактерий. О том, что пить воду из-под крана в чужой стране не стоит, знают, наверное, все туристы. Но не стоит так же мыть под краном фрукты и овощи - лучше приобрести минералку и пользоваться этой "консервированной водой", особенно, если с вами отдыхают дети.
На пляже
Как уже было сказано, немало несчастных случаев не попадают в разряд страховых и не компенсируются стандартной страховкой. Например, перегрев или солнечный ожег Вам придется лечить за свой счет и своими медикаментами. Учтите, что многие страховые компании не оплачивают и травмы, полученные во время занятия пляжными видами спорта, как то: плавание на надувном "банане", катание на серфинге, прыжки с парашюта, погружение с аквалангом, игра в пляжный волейбол. Конечно, страховая компания может проявить снисхождение к своим клиентам и оплатить медицинские услуги, но в соответствии с правилами страхования (которые вы подписали при получении страховки), страховщик этого делать не обязан.
Кстати, не забывайте, что на каменистом морском дне встречаются колючие и довольно ядовитые морские ежи, и если на них наступить, то можно оказаться на несколько дней прикованным к постели.